
Девочка чуть старше года находится на лечении в этом стационаре уже более месяца, и случилось это несчастье не 16 апреля, а раньше. Просто говорить об этом стали сейчас, вероятно, с подачи отца ребенка и прокурора города, после возбуждения уголовного дела на совершившего ошибку врача.
Ребенок поступил в Филатовскую больницу по скорой помощи с высокой температурой, рвотой и диареей, клиникой кишечной инфекции, и госпитализирован в педиатрическое отделение, где его в течение двух недель лечили от этой самой кишечной инфекции. Состояние девочки улучшилось, и родители забрали её домой под подписку об ответственности. Но в те же сутки ребенок поступил повторно с прежними симптомами, что было расценено педиатрами как вторая волна ротавирусной инфекции, и ребенок вновь госпитализирован в детское инфекционное отделение. Однако состояние ребенка ухудшилось, было отмечено появление симптомов перитонита, на консультацию приглашен хирург. При рентгенографии у девочки обнаружили инородное тело ЖКТ, магнитные шарики. В условиях перитонита девочку оперировали (напомним, это было несколько недель назад, а не сейчас, ни о каком кровотечении речь не идет).
Наложена стома на кишечник (противоестественный задний проход), при этом ротавирусная инфекция у ребенка сохранялась, следовательно, была диарея. Позднее присоединилась пневмония, ребенок был очень тяжелым, и конечно, как и бывает при таком тяжелом течении хирургических заболеваний у маленьких детей, развилась анемия. Она не была острой, и не требовала немедленного переливания крови, то есть, несколько часов задержки в переливании эритроцитарной массы ничего в судьбе ребенка не изменили бы.
Когда было принято решение о необходимости перелить ребенку эритроцитарную массу, её запросили на станции переливания крови. Надо сказать, что у Филатовской больницы собственная станция переливания крови, однако сейчас кровь может сдать кто угодно, человек с улицы, не обследованный, и исследование этой крови проводит другая лаборатория. Результаты исследования получают сначала через компьютерную сеть, а позднее приходят документы на эту кровь в бумажном виде. По стандартам до получения документа на бумаге кровь переливать нельзя, с другой стороны, такому маленькому ребенку лучше перелить максимально свежую кровь.
Врач, ответственный за переливание компонентов крови, получил только электронную версию документов, в которой небыло упоминания о том, что один из образцов крови инфицирован, и, не дожидаясь бумажной версии документа – выдал кровь для переливания.
Буквально через 30-40 минут от того, как кровь унесли в реанимацию что бы перелить ребенку, поступила бумажная версия документации, в которой было отмечено, что тот самый пакет эритроцитарной массы взят от ВИЧ-инфицированного больного.
Девочке успели перелить 50 мл эритромассы, половину той дозы, которую предполагалось перелить. О ребенке и произошедшем случае было доложено во все соответствующие инстанции, в течение первых трех часов начата терапия, направленная против ВИЧ инфекции.
В мировой практике подобное случается даже в самых цивилизованных странах, и, как правило, при начале лечения в первые сутки от инфицирования – прогноз благоприятный, ВИЧ не успевает закрепиться в организме. Сейчас у ребенка анализы отрицательные, девочка идет на поправку и по заболеванию, из-за которого всё случилось. Она будет наблюдаться и дальше, и с 99.9% вероятностью ВИЧ ей не угрожает благодаря своевременно начатому профилактическому лечению.
Что привело к трагедии?
При выявлении ВИЧ инфицированной крови лаборатория обязана была предупредить больницу о ней сразу, по телефону. Врач не имел права дать кровь для переливания только на основании электронной документации, тем более что никто не умирал. У нас нет контроля здоровья доноров, что приводит к тому, что каждый 3 пакет с компонентами крови не пригоден для переливания из-за наличия возбудителей тех или иных инфекций. Сама система переливания крови и донорства убога и ущербна, и это в сочетании с человеческим фактором (называйте, как хотите, врачебная ошибка, халатность), становится причиной подобных происшествий.
На врача редкой специальности, с большим стажем и огромным опытом сейчас заведено уголовное дело, скорее всего, его признают виновным. Девочка поправится, и всё у неё обязательно будет хорошо. Но только вот вряд ли это изменит что-то в нашей системе здравоохранения….